Советы родителям, чьи дети не говорят или говорят плохо.
Больше говорите с ребенком,
озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя
окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко,
терпеливо, доброжелательно.
Развивайте понимание речи,
используя простые конструкции типа: Дай ручку. Где ножка? Опирайтесь на
то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
Используйте в речи наряду с
полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля,
упал – бах.
Пойте ребенку перед сном.
Лучше не менять часто репертуар.

Вызывайте желание подражать
взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность
и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр
(прятки – ку-ку. Паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному:
Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть
междометиями: ой, ай, ух.
Ребенку позволительно повторять только гласные :
а, о, у.
Слушайте звуки и шумы.
Объясняйте, что это. Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета .
Почаще рассказывайте,
читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере
речевой возможности.
Не перегружайте ребенка
телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до
понятных фраз.
Не говорите при ребенке о
его отставании.
Не раздражайтесь, не
стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю
тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
Не дожидаясь, пока ребенок
заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой –
маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один –
много).
Проводите массаж пальчиков
рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
Разговаривайте со своим
ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды,
уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы
делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит
ваш ребенок.
Говорите, используя
правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на
1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется
только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2
слов.
Задавайте открытые вопросы.
Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для
ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?».
Выдерживайте временную
паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
Расскажите короткий
рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или
кому-нибудь еще.
Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа: Дай ручку. Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.
Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку. Паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.
Ребенку позволительно повторять только гласные : а, о, у.
Слушайте звуки и шумы. Объясняйте, что это. Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета .
Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
Не говорите при ребенке о его отставании.
Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много).
Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?».
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.