Алалия— полное или частичное отсутcтвие речи
у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием
или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем
во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Научно обоснованных
статистических сведений о распространенности алалии нет. Имеются данные о том,
что среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди
детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можно считать, что алалия
встречается у 0,1% населения. Авторы подчеркивают, что у мальчиков это
нарушение встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
В качестве причин, приводящих к возникновению
алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности.
Это может быть токсикоз, несовместимость по резус-фактору, угроза прерывания
беременности, инфекционные заболевания матери во время беременности. В то же
время исследователи отмечают ведущую роль в возникновении алалии -
черепно-мозговые травмы и асфиксии новорожденных. В качестве вредоносных
факторов указываются алкоголизм, курение, наркомания родителей. К алалии могут
привести также мозговые заболевания и травмы головы в первые годы жизни
ребенка.
Алалия является сложным органическим
нарушением, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного
развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет).
Выделение этой возрастной группы основано на том, что до трех лет речь еще
окончательно не сформирована, поэтому поражение головного мозга в этот период
приводит к недоразвитию речи, а не к ее распаду.
Различают 2 вида данного
нарушения: моторная алалия и сенсорная алалия.
При моторной алалии ребёнок понимает обращённую к нему речь полностью или
практически полностью. Но затрудняется в выражении собственных мыслей и эмоций.
Причиной являются затруднения в овладении грамматической структурой языка и
маленький словарный запас.
Абсолютно противоположная ситуация возникает у детей с сенсорной алалией.
Ребёнок затрудняется в понимании чужой речи. Плохо соотносит слова с их
смыслом. Однако процессы формирования речи у детей с сенсорной алалией
абсолютно сохранны. |